АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ   РАССКАЗОВ   Л.   АНДРЕЕВА   "БЕЗДНА"   И   М.   ГОРЬКОГО
"СТРАСТИ-МОРДАСТИ"

ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ

1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за
хрупкостью  этических  норм человеческой культуры?  3. Как  читающая Россия
отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший  вначале сторону  Андреева
(потом от  него отошедший), в “Несвоевременных мыслях” говорит, что “жизнь”
подтверждает  самые  мрачные  фантазии”  автора  этого  рассказа?  5.  Наум
Коржавин писал о тех, “в ком страх увидеть бездну  сильней, чем страх в нее
шагнуть”.  Можете  ли вы,  исходя из  своего жизненного опыта,  подтвердить
правоту того и другого писателя? 6. Почему в заглавии Андреева используется
тютчевское  понятие  “бездны”?  7.  Как  вы  соотносите с  этими рассказами
открытия Достоевского?

Декадентство Л. Андреева и романтизм М.  Горького сделали взгляды писателей
на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных  инстинктов
в человеке  полярными. Сюжеты  обоих  рассказов  развиваются в диаметрально
противоположных  направлениях.  В  начале  “Бездны”  Л.  Андреева мы  видим
влюбленную пару. Зиночка и  Немовецкий полны надежд  на будущее,  мечтают о
жертвенной любви  и,  может  быть,  считают,  что любят  друг  друга. Этому
способствует  и великолепный пейзаж,  их окружающий.  Начало, как мы видим,
вполне романтическое. Но  совершенно вдруг сюжет делает резкий поворот —  и
позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая  бездны человеческой души.
“Бездна!”   Выходят  на  поверхность   все  низменные  животные   инстинкты
подсознания   —  и  образованный   молодой  человек  падает  ниже   бродяг,
уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — “способность
лгать”.  Да... Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает,
на что  он способен.,.  М. Горький  идет  совершенно от  другого постулата.
Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти” настраивает на разврат, грязь,
падение, но неожиданная коллизия  — и  романтические чувства возникают там,
где их, казалось бы, быть не может. На дне  жизни человек  не опускается до
состояния животного, а  даже возвышается до сострадания, до помощи слабому,
до  великодушия.  Мы видим зеркальное отражение фабул — М. Горький  находит
романтизм на “окраинах жизни”, а Л. Андреев показывает страшные бездны души
обычного человека. Надуманные этические нормы  человечества лишь прикрывают
его  порочные желания,  его  развращенную сущность. Люди  не умеют любить и
понимать  друг  друга...  Печорин  говорил, что  женщина  подобна цветку  —
подышать  “ароматом   досыта,   бросить   на   дороге:   авось   кто-нибудь
поднимет...”. В каждом  мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это
правда,  что  именно так и нужно  поступать:  и невинная,  наивная  Зиночка
втоптана в  грязь... Я  не  думаю, что  людям нравится, когда о них говорят
правду,  показывают   самые  замусоренные,  засаленные  уголки  их  души.,.
Думается, что  читающей Россией не  был ни понят,  ни  принят этот рассказ.
Психологи  никогда не были в  почете  у  народной  массы.  Но интеллектуалы
поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора” (Горький). И
я,  исходя  даже  из моего  семнадцатилетнего  опыта, могу подтвердить это.
Кто-то  из  “современных  великих” сказал, что человеческая душа — помойная
яма жизни... Это  — так?!  Так!  Так... Мы  же, люди, часто не желаем этого
сознавать, всячески отрицаем  свою низость, тем  не менее  (увы — часто!) с
упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке... Глубины человеческой души
волновали  русскую  литературу   еще   ввеке,   литературу  —   психологию.
Вспоминаются  сразу Тютчев  и  Достоевский  с их проникновением в “бездны”.
Достоевский  изучал  глубины  души  человеческой,  отыскивая  в  них  самое
страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от
нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже
Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного  — это обыкновенные
люди...   У   них   есть  голова,  руки,  ноги,  но   их   психика  вскрыта
писателем-психологом и — “хаос шевелится”...  В понимании Ф. Тютчева бездна
— весь мир, вся вселенная, включая человека  с его стремлениями, желаниями,
потребностями,.. “Нет преград меж ей и нами — Вот  почему  нам ночь (хаос!)
страшна” Страшно заглянуть в мир, в себя — страшно!!!