А. М. ГОРЬКИЙ: "ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА"

Горький  начал   писать  свои  произведения,  когда  человек,  в  сущности,
обесценивался.  Он  становился "рабом вещей",  падала  ценность  личности.В
начале своего  творческого  пути Горький  писал романтические произведения.
Его герои  были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои - вымышленные.В
пьесе "На дне" Горький показывает уже совершенно другой  тип людей -  людей
дна,  сломленных  жизнью,  обреченных  на  гибель.  Пьеса "На  дне"  -  это
произведение,  которое  лишено  действия,  в  нем  нет  завязки,  основного
конфликта  и  развязки.  Это  как   бы   набор  действий  различных  людей,
собравшихся  в  ночлежке.  Герои, их  внутренний  мир  раскрываются  не  из
поступков, а из  разговоров. Каждый  герой несет  какую-то свою  философию,
свою  идею.Попробуем разобраться, какую  же философию несут  в  себе  герои
пьесы "На дне".  Первое, что бросается в глаза, - это грубость в разговорах
героев.  Это происходит, может быть,  потому, что  люди не хотят и не могут
принять своего ничтожества и  своей грубостью как бы защищаются  от внешних
изменений ("Дура  ты, На-стька..."). Люди как  будто озверели, они  уже  не
могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового
слова умирающей жене ("Заныла").  Считается, что главное  слово  в  пьесе -
правда. Это слово  лейтмотивом проходит  через всю пьесу.  Но правда героев
неоднозначна.  Она  находится  как бы в двух  измерениях. С одной стороны -
правда их  будничной повседневной жизни, правда "дна", и с другой - правда,
которую  они хотели бы видеть. Это  правда "вымышленная". И с самого начала
мы  уже  видим  конфликт  этих двух  правд.Квашня.  Чтобы я,  -  говорю,  -
свободная  женщина, сама себе хозяйка,  да кому-нибудь в паспорт вписалась,
чтобы  я мужчине в  крепость себя  отдала -  нет!  Да  будь  он  хоть принц
американский, - не  подумаю  замуж  за  него  идти.  Клещ.  Врешь!  Квашня.
Чего-о?Клещ. Врешь! Обвенчаешься в  Абрамкой...Квашня. Козел ты рыжий! Туда
же  -  врешь!  Да  как ты сме-  ешь  говорить мне такое дерзкое слово?Клещ.
Велика  барыня!..  А  с  Абрамкой ты обвенчаешься... только того и ждешь...
Квашня.   Конечно!  Если   бы...  как   же!  Ты  вон   заездил  жену-то  до
полусмерти...Клещ. Молчать, старая собака!  Не твое дело... Квашня. А-а! Не
терпишь  правды!Из  этой  короткой  сцены  становится   понятной   сущность
конфликта этих двух  правд. Никто  из  героев не хочет  признаваться себе в
своем ничтожном  положении,  то есть в  реальной  правде. Своей кульминации
конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы,
достигает в третьем действии  в споре о правде Бубнова,  Клеща и Луки. Клещ
обнажает правду реальную.Клещ. "Какая - правда! Где - правда? Вот - правда!
Работы  нет...  силы  нет!  Вот -  правда! Пристанища...  пристанища  нету!
Издыхать надо...  вот  она, правда! Дьявол! На... на  что мне она - правда?
Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне  - правду? Жить
- дьявол  -  жить  нельзя... вот она правда!.. Говорите тут  - правда!  Ты,
старик утешаешь  всех... Я тебе скажу...  ненавижу я всех! И  эту правду...
будь  она,  окаянная, проклята! Понял?  Пойми!  Будь она проклята!"Конфликт
правд -  это конфликт реального  настоящего  и гипотетического будущего. Но
реальное настоящее  противопоставляется  также  и прошлому,  то есть  герои
хотят  вернуть  свое прошлое.  Ведь в пьесе мы не видим,  какими путями они
пришли в ночлежку.  Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были
раньше и что с ними стало. Отсюда  в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема  правды в пьесе перекликается с темой  веры. Носителем  философии веры
является  Лука.  Для него  правда  человека та,  в  которую  он верит.Лука.
"Уйдем, милая! ничего... не сердись! Я - знаю...  Я - верю!  Твоя правда, а
не ихняя... Коли ты веришь, была  у  тебя настоящая любовь... значит - была
она! Была!" Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить
реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности
в мир прекрасных иллюзий.  Таким  образом, в пьесе два философских  взгляда
взаимосвязаны.  И если  их соединить воедино, то это  можно обозначить  как
веру, мечту и  реальность.Есть  такое  высказывание Горького: "Правда - бог
свободного  человека".  Но если говорить о героях пьесы "На дне",  то о них
нельзя сказать,  что они свободные люди  и что у  них  вообще есть какая-то
правда.  Эти  люди  не  свободны,   хотя  они  и  босяки.  А  для  Горького
герой-босяк, цыган и др.  - герой свободный. Но персонажи пьесы "На дне" не
хотят свободы. Им нс нужна эта правда "свободного человека".Многие считали,
что  пьеса "На дне"  -  это "буревестник революции". В пьесе  нет ни одного
призыва, но вся пьеса с начала и до конца  ведет к тому, что в  таком  мире
больше нельзя жить. Герои "На дне" не могут этого сделать. Например, Актер.
Он вроде  старается  вырваться  из  этого  мира.  Но  все равно не способен
бороться,  а  значит - не  может  жить.  Мне кажется, что эту пьесу  нельзя
однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.