"ФОМА ГОРДЕЕВ": СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

“Фома Гордеев” —  это повесть  о  крепнущей  буржуазии  и  о том,  как  она
набирала силы. Недаром ее идеолог Маякин считает, что становится интереснее
жить.  Повесть  Горького,  однако,   не  только   показывает  рост  русской
буржуазии.  Основной замысел повести — как в этой действительности  “должен
биться энергичный, здоровый человек, ищущий дело по силам,  ищущий простора
своей энергии”. В повести создана целая галерея образов “хозяев жизни”. Вот
Анатолий Саввич Щуров,  крупный торговец лесом, один из воротил купеческого
мира, о котором Маякин говорит: “Хитрый старый  черт... Преподобная лиса...
возведет  очи в  небеса,  и  лапу тебе за  пазуху запустит  да кошель-то  и
вытащит...  Поостерегись!..”  Но и  сам Яков  Маякин в  хитрости никому  не
уступит.  Это  своего  рода  идеолог  купечества,  “мозговой человек”,  как
называли его купцы. Он обучает  крестника  Фому своей “философии”: “Купец в
государстве — первая сила, потому что с  ним — миллионы!” Поэтому,  говорит
он,  дворяне и чиновники должны посторониться  и дать  купцам  простор  для
применения своих сил и вложения  капиталов. Анатолий Щуров —  представитель
старого,  дикого, патриархального купечества.  Он  против  новшеств, против
машин, облегчающих  жизнь, против свободы. “От свободы  человек гибнет!”  —
злобно пророчит он. Яков  Маякин тоже  представитель старого купечества, но
он умеет приспосабливаться к любым условиям.  Его сын Тарас и зять  Африкан
Смолин продолжают  дело отцов, придав ему европейский лоск,  действуя более
расчетливо,  более трезво.  Они рвутся  к власти и  стремятся преобразовать
промышленность на европейский манер. Но уже в старшем поколении, среди тех,
кто основывал состояние, были люди,  которые внутренне  протестовали против
порядков  этого   мира,  хотя  и   не   могли  противиться   складывавшимся
экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев  — одаренный и умный  человек
из народа, жадный до жизни, “охваченный  неукротимой страстью к работе”,  в
прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов  и десятка  барж.
“Жизнь  его не текла  ровно,  по  прямому  руслу,  как у других людей,  ему
подобных,  а то и дело, мятежно вскипая, бросалась  вон из колеи, в стороны
от наживы, главной  цели существования”. Его сын Фома не может идти по пути
накопительства и стяжательства, инстинктивно  тянется к красоте, не хочет и
не  умеет фальшивить.  Мир  собственнических  отношений для  него “тюрьма”:
“...Душно мне... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа  у меня болит!
И оттого болит,  что  — не мирится!”  “Не  жизнь вы сделали — тюрьму...  Не
порядок вы устроили — цепи на человека выковали... — говорит Фома купцам. —
Душно,  тесно, повернуться  негде живой душе...  Погибает  человек!.. Вы не
жизнь строите — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами
своими... Вы испортили жизнь! Вы все стеснили... от вас удушье...  от вас!”
Фома  —  “здоровый  человек,  который хочет свободы жизни, которому тесно в
рамках  современности”. Он упорно “выламывается”  из мира хозяев, и  в этом
Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того,
что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни,
не знает путей и методов ее изменения,  далек от  передовой интеллигенции и
народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много
думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге (“...пусть голодные
учатся,  мне  не надо...”), общество умных  и образованных людей отпугивает
Фому.  Стремления иметь друзей он  не ощущает.  Мир  собственности, который
Фома отвергает, купеческий уклад  жизни наложили  на него  свою  печать; он
рано познал “снисходительную жалость сытого к голодному”.  В  конце повести
Фома повержен и унижен;  маякин-ский  мир  торжествует победу над бунтарем.
Победу  над слабым  и  запутавшимся  человеком, но  не над читателем, перед
которым  Алексей Максимович  Горький  раскрыл  всю  неприглядность  царства
щуровых и маякиных.