СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА М. ГОРЬКОГО "МАТЬ" ОБРАЗ НИЛОВНЫ

В 1909 году М. Горький  записывает: “Я не  знаю  образа более светлого, чем
мать, и сердца более емкого  для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно
было бы использовать эпиграфом  для всего произведения. Выбирая  Ниловну, а
не  Павла  Власова в  качестве  центрального  персонажа,  Горький стремится
подчеркнуть  всемирный масштаб  тех изменений, которые  происходят,  по его
мнению, в среде  рабочего класса. Писатель  указывает на  реальный прототип
своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902
году  за  демонстрацию  1  мая.  Она  работала  в  организации,   развозила
литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она  — не
исключение”. То, что существование человека, подобного Ниловне,  подсказано
действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в
революцию.  Авторское отношение  к  Ниловне очевидно. Не случайно именно ей
отводится решающая  роль  в развитии сюжета произведения. Она участвует  во
всех  событиях, происходящих в книге,  описание часто  ведется  от ее лица.
Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет.  Характерно, что
лейтмотив, сопутствующий ее появлению  в романе, — страх. Сначала это страх
забитого человека. Позже — страх  за то,  что  люди не  поймут правды, идей
Павла.  Страх преследует  мать  на  протяжении  всей  книги, но  постепенно
переходит в другое чувство — в гордость за сына, И  в конце произведения  —
это уже страх  за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей,
которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна  не оставляет сына, она всегда
рядом,  а  что  может быть прекраснее в жизни!  Неудивительно,  что  именно
чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть
страх (“Ей сразу стало  лучше,  и она совсем  окрепла,  добавив: “Не позорь
сына-то. Никто  не  боится!”). С образом матери в произведении связана тема
воскрешения человеческой души, тема второго рождения  человека. Горький  не
упрощает это  воскрешение. Процесс же перерождения  Ниловны вообще  сложен.
Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором
“бабий век” заканчивался,  В начале  книги Горький вообще утверждает,  что,
“прожив  такой  жизнью  лет  50,  человек  умирал”. Ниловна  —  сложившаяся
личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит
определенную  систему взглядов  на  мир, помогающую  ей  выжить. Поэтому-то
Ниловна так  боится  разрушения свой  веры  в Бога. Не случайно она  просит
Павла  и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то  оставьте, как  я без  него жить буду?”
Если в  начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то  по  мере
развития действия  ее вера отходит  на второй план, она даже  замечает, что
стала меньше молиться. Таким образом,  процесс перерождения матери связан с
изменением ее  мировосприятия.  И  наконец,  Ниловна —  просто  женщина,  а
традиционные для ее  времени и  среды  представления  о назначении  женщины
ограничивались семьей  и детьми. И это  тоже в известной мере  осложняет ее
включение  в активную деятельность. А потому вся книга  становится историей
возрождения  души,  освобождения  личности  от страха.  Поставив  в  центре
повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не
видело,  кроме   побоев  и  грубости,  Горький  показал,   как  в  процессе
постепенного  перерождения  расширяется  значение   слова  “мать”.  Сначала
Ниловна  — источник жизни Павла,  ее любовь — эгоистическая  любовь к сыну.
Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки,  Наташи. В конце книги
она  мать  всех детей: “Теплая  тень ласково окружила  женщину, грея сердце
чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в
одного огромного человека”,  Особое значение приобретает и следующая фраза:
“Мы  все  дети  одной  матери-правды”. Мать  многого  не  понимает,  но она
чувствует  правду,  ибо  это  заложено  в  ней  изначально.  Для   Горького
чрезвычайно важен  момент поиска истинной веры.  На протяжении  всей  книги
мать  ищет. В  тексте  постоянно  появляется  слово  “Бог”. Воспитанная  на
православных канонах, Ниловна видит в  Боге  единственную  силу,  способную
восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом
с ней живут  люди, стремящиеся создать  справедливость на земле, производит
на  Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она  говорит: “Несчастная она,
наша бабья  любовь. Любим  мы  то, что нам  надо.,.  Другие люди  за  народ
страдают,  в тюрьмы  идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает,  кто гонит?
Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так?
а  люблю  свое,  близкое”. Что же отвечает ей  Андрей  Находка? “Все  любят
близкое, но в большом  сердце и далекое близко. Вы много  можете. Велико  в
вас материнское”, Любовь матери, дарующей жизнь  и охраняющей эту жизнь, по
мнению  Находки,  —  любовь  природная,  подобно  той,  что  рождает  новое
общество.  Воскрешение Ниловны  — это вера  в  Андрея,  который мечтает: “Я
знаю, будет  время,  когда люди будут любоваться друг другом, когда  каждый
будет как звезда перед  другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие
свободой своей!  Тогда  не жизнь  будет, а  служение  человеку,  образ  его
вознесется высоко”.  Смысл  заглавия  произведения заключается в  символике
образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях своих”. М.
Горький  подытоживает те представления о матери,  которые появились  еще  в
ранних   его  произведениях,  где   он  говорит:  “Прославим  женщину-мать,
неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать —
единую    силу,   перед    которой    склоняется   смерть”    (“Сказки   об
Италии”}Чрезвычайно важным  моментом произведения становится сон Ниловны, в
котором звучит  основная тема жизни  матери: “Не оставляйте детей своих  на
одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой  в жизни героини. Она
полностью освобождается  от старой  веры.  И  мы  не сомневаемся —  Ниловна
поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их  в самую
тяжелую минуту. Ибо она — мать.