ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО "МАТЬ"

Замечательные  произведения  A.M.  Горького  уже  давно  стали  признанными
шедеврами не только в  России, но  и в других странах мира. В каждом из них
слышится  мысленная перекличка героев, разделенных  чуть  ли  не столетием,
героев  Горького  и  современных писателей.  Среди  богатых  наблюдений  за
действительностью Горький  выделял самые яркие, рождающие радость и горечь,
сочувствие и негодование. Как настоящая творческая личность, он затрагивает
в  своих  произведениях самые высокие человеческие стремления: к свободе, к
познанию  сущего.  Сегодня  я  хотела  бы  обратиться  к  роману  Горького,
посвященному святой материнской любви и самоотверженности, — роману “Мать”.
Героические события революционного движения — непременное условие, источник
духовного  преображения   горьковских   героев.  Однако   глубоко  ошибочно
проводить прямую аналогию между идеями  пролетарской освободительной борьбы
и  ростом  сознания  действующих  лиц   романа.  “Мать”   —  художественное
произведение:  все  здесь  определено  человеческими  взаимоотношениями   и
характерами. Сами герои живут  психологически  напряженно и  многогранно. А
понять путь  Ниловны можно лишь  с учетом ее  сложных поисков. Многое в них
созвучно  и  сегодняшнему  дню.  Уже в  первоначальной  зарисовке  слободки
выделена  главная черта  беспросветного существования рабочих — “застарелое
чувство подстерегающей злобы”,  перед  которой  отступали  “одинокие  искры
неумелой,  бессильной  мысли”.  В  звероподобном  поведении Михаила Власова
бессознательная     тоска    оборачивалась     беспредельно    разросшейся,
“наследственной...  болезнью  души”.  Вполне объяснимой  реакцией  Пела-геи
Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла
“странная,   молчаливая   жизнь,  полная  смутных  дум  и   опасений,   все
возрастающих”. Сообщение сына о его  политической позиции уничтожило горе и
подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться  надо людей
— ненавидят все друг друга!  Живут жадностью, живут  завистью. Все рады зло
сделать”. Вот исходное душевное состояние  Власовой, тем более мучительное,
что ей  приходится  глубоко  таить  врожденные  чувства любви  и  нежности.
Материнское начало  оскорблено,  попрано  жестокими социальными  условиями.
Внутреннее  действие  романа  начинается  с  первых  признаков  возрождения
женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного  дара любви. С
ним  писатель  связывает  будущее  человеческих  отношений вообще.  Нередко
поведение  Ниловны объясняется  тем,  что  слепая  привязанность  ее к сыну
сменяется осмыслением  революционных  идей и устремлений. Но  это не совсем
так.  Для Горького человеческое  сознание  основано на мыслях человека, его
эмоциях. Мужание Ниловны —  борца — это мужание  человека, новые  убеждения
взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл
ее революционной  практики. На первый  взгляд,  развитие  сюжета  в  романе
продиктовано появлением в  доме  Власовых Андрея  Находки,  Наташи, Николая
Весовщикова и  других. Но сколько здесь  авторской прозорливости  в  выборе
психологической  ситуации!  Находка  и  Наташа, по  разным причинам  лишены
родительского  тепла. Чуткая Ниловна сразу это  понимает, проникаясь к  ним
участием. Сцена первого  знакомства с друзьями  Павла по борьбе успокаивает
испугавшуюся  было  Власову,  позволяя  впервые  ощутить  необходимость для
Находки и  Наташи заботы о  них. Этот эпизод  венчается пробуждением у всех
троих   подлинной  радости  дружеских,  доверительных  отношений.   Находка
начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей
невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить  человека
добру  еще труднее...” Наташа тоже проникается  к Ниловне  полным доверием.
Изменяется  и  сама  хозяйка дома.  Теперь  она и  видит, и  чувствует  все
по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с
мечтами   молодежи.   Лишь  озлобленный   и  мрачный   Николай   Весовщиков
воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет
чуждаться.  Далее  в  романе следует развитие отношений Власовой  с  новыми
товарищами сына.  Знакомство  с  другими членами кружка вызывает  у Ниловны
неоднородные  чувства и раздумья,  и  они,  пусть даже разные  по характеру
люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать
начинает  жить   эмоционально   насыщенно.  Влечение  Ниловны   к  человеку
воспринимается  как   восстановление   естественных,  здоровых   проявлений
личности.  Встрепенулась  душа  бедной женщины,  открыв  для  себя  добро и
красоту.  Но  тем  болезненнее переживает теперь она опасность,  угрожающую
сыну  и его друзьям. Так перед Ниловной  встает  главный вопрос: с кем быть
ей?  Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа
борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это  и аресты
Павла,  суд и  снова бесконечные  тяготы  жизни.  Проходя  через все  это с
огромной материнской  любовью в  сердце, Ниловна находит  ответ на  вопрос:
“Можно ли  любить без  веры?  Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере,
сопряжено  с  душевной  чистотой,  самоотдачей.  Только  поэтому  рождаются
небывалые  силы человека.  Ниловна не  разделяет любовь и жалость.  Жалость
здесь  не унизительная  забота о слабом,  а  результат  глубокого понимания
испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать —
вечные основы любви, в том числе и материнской. В  переживаниях и раздумьях
героев романа  есть и немало  созвучного нашим  современникам, а  сам роман
будет  актуален до тех  пор, пока жива на  Руси простая русская  женщина  с
большой  и искренней любовью в сердце, которой Богом завещано быть на земле
Матерью.