«Что лучше: истина или сострадание?» (По пьесе «На дне»)
План сочинения I. Особенности мировоззрения Горького на рубеже XIX—XX веков: 1) отсутствие границы между окружающим миром и человеком («Содержание души некоего человека... некоей части мира, ибо человек — часть мира, а может, весь мир»); 2) полная зависимость всего сущего от человека («Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все! Он создал даже Бога»; «Мир — плод его творчества, Бог — частица его сердца и разума»); 3) приравнивание творчества к созиданию жизни — жизнетворчеству («Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть»); 4) пьеса «На дне» как философское произведение («Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский»). II. Отражение в характерах обитателей ночлежки, людей «дна» идеи жизнетворчества: 1) отношение обитателей ночлежки к своему нынешнему положению и к дальнейшей судьбе (три группы действующих лиц); 2) первая группа — примирившиеся со своим существованием, отказавшиеся от жизненной борьбы: а) Бубнов убежден, что человек на земле лишнее существо («Человек — вещь, ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...»); б) жизнь по ранее созданным законам проповедуют Клещ («Надо жить — по закону...») и Татарин («Магомет дал Коран, сказал: «Вот — закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время — Корана будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон...»); в) Настя творит жизнь лишь в своем воображении; г) отказ Алешки от каких-либо действий для, изменения своей жизни («А я — ничего не хочу!.. Я — ничего не желаю!..»); д) Барон живет своим прошлым, по мнению Горького, такая жизнь — отсутствие «внутреннего сознания своей свободы» («Прошлое — цепь, приковывающая человека к стене предрассудков и предупреждений...»); 3) вторая группа — Актер, Пепел, Наташа, тяжело переживающие свое существование на «дне» жизни и желающие изменить его; 4) третья группа — Лука и Сатин, оказывающие влияние на обитателей ночлежки: а) роль Луки в судьбе Пепла, Актера, Наташи («Во что веришь, то и есть»), он вселяет в них надежду на будущее («Но — люди очень медленно умнеют, и проклятая их привычка жить не из себя, а надеждами на что-то вне их, на какие-то силы, кроме силы личного желания, — это глупая и вредная привычка остается с ними, за что мне хочется назвать их идиотами и болванами» — взгляд Горького); б) Лука, проповедник сострадания, воспринимается Горьким как «лукавый старец», провозглашающий «изуверство добродетели»; в) Лука — странник, временный человек, потому его призыв к терпению («Всяк по-своему жизнь терпит») не приемлет Горький; г) Сатин — действующее лицо, существующее в противоречии со своими проповедями («Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера?»); д) разлагающее влияние Сатина на Пепла (внушает ему мысль об убийстве Костылева) и Клеща («Ничего не делай! Просто — обременяй землю!..»); е) проповедование Сатиным ложной правды, оправдывающей бездеятельность («Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше! Человек выше сытости!»); ж) доведенная до крайности в образе Сатина идея «свободной личности»; з) Сатин как идеолог ночлежки уводит ее обитателей от деятельности, от жизнетвор-чества. III. Отсутствие в пьесе однозначного ответа на «основной вопрос»: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?»: 1) Горький уравнивал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность к жалости к сговору с ложью; 2) утверждение Горьким идеала «сильного добра» — любви, способной опереться на безжалостную правду; 3) истина складывается из многих «правд».
Темы сочинений 1. Идеал личности в раннем творчестве М. Горького 2. "Гордый человек" М. Горького 3. Тема любви, смерти и подвига в раннем творчестве Горького 4. "На дне" как социально-философское произведение 5. Понимание добра и правды в пьесе "На дне" 6. Своеобразие конфликта и композиции пьесы "На дне" 7. Лука и Сатин 8. Новаторство Горького-драматурга 9. Русский национальный характер в цикле рассказов "По Руси" 10. Героический пафос творчества М. Горького