"Правда святая иль сон золотой" (по пьесе М.Горького "На дне")
"Правда святая иль сон золотой" (по пьесе М.Горького "На дне")




ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои. Евангелие эпохи Водолея, гл. 75
На лесной поляне окружённое со всех сторон мягкой зелёной травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол, отчего тот начинает переливаться. Тонкие, правильной формы колонны, белоснежные стены и позолоченный купол растворяют этот солнечный свет. Именно такую больницу видел в своих мечтах актёр. Превосходная лечебница… Свет, чистота, пища - всё даром. Что же это? Правда, в которую невозможно поверить, сон золотой или несбывшаяся мечта? Каждый персонаж пьесы М. Горького "На дне" по-своему видит эту сказку и себя в ней. Однако, находясь под впечатлением своих грёз, персонажи не понимают друг друга: спорят по всяким пустякам, ругаются, оскорбляют других обитателей ночлежки. Споры о правде продолжаются до самого конца произведения. Человек так устроен, что порой правда бывает очень горькой для него. Мы подчас предпочитаем принять "приятную" ложь, нежели горькую правду. "А-а! Не терпишь правды!" - кричит Квашня на Клеща. Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим. Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает "светлый". И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем. Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий. Лука честен абсолютно со всеми персонажами. Анна, жена Клеща, предстаёт в пьесе мученицей. "Всю жизнь дрожала… Как бы больше другого не съесть…" "Помираю, вот…" А Лука её утешает: "Ты верь!" "Господь взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю Анну эту! Ну, скажет, отведите её, Анну, в рай! Пусть успокоится… Знаю я, жила она - очень трудно… Очень устала… Дай же покой Анне…" Разве Лука лжёт? Конечно же, нет. Согласно христианской религии после жизни человек может попасть в рай или в ад. Мудрый старец, кажущийся окружающим странным и лукавым, на самом деле никого не обманывает. Ведь безбожным Луку не назовёшь. "Верь", - повторяет он несколько раз на протяжении пьесы. Старец даёт абсолютно правильный ответ на вопрос Пепла, есть ли Бог. "Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…" В Библии сказано, что Бог "почивает" в душе верующего человека. Неверующий же сам удаляется от Бога. Господь для него становится недосягаемым. Лука говорит правду Актёру: "Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница - тоже человек… и даже - рады, когда он лечиться желает!" Обратимся к истории России: во многих крупных городах, например в Москве, Киеве, Казани, уже в начале двадцатого столетия существовали лечебницы для пьяниц, причём лечение во многих из них было бесплатное. Так почему же тогда Лука не называет хотя бы один из этих городов? Мудрый старец даёт Актёру надежду, помогает ему на время свернуть с гибельного пути. Но Актёр оказался слабым человеком, позволил мнению Сатина восторжествовать над своим собственным. Погасла путеводная звезда Актёра, которая помогала ему идти к своей мечте. Актёр даже с некоторой долей гордости заявлял, что его организм отравлен алкоголем. Вполне возможно, что ему и не нужно было лечиться, достаточно было представлять в своём воображении заветную лечебницу, до которой когда-нибудь он смог бы дойти. Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо? Конечно, правда. Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти своё место в жизни. Пепел, без сомнения, ловок, хитёр и даже дерзок. Для таких людей "золотая сторона" и предназначена. Старик верит, что так и должно быть. Мы не можем утверждать, что он лжёт,. "И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, может, обух для тебя…" Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь. Добрый старец утешает Настю: "Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит - была она!" Бубнов считает, что старик врёт. Лука не спорит, что история выдумана, но не отрицает сказанного. Мудрый старец видит, что в душе Насти живёт истинная любовь. Но её любовь особая - это чувство, испытанное после оскорблений и унижений. Лука верит, что Настя способна на любовь, и в этом его правда. Для Клеща правда - это то отчаянное положение, в котором он оказался, безысходность. "Вот правда! Работы нет… силы нет! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо…" Лука же говорит: "Она, правда-то, не всегда по недугу человека… не всегда правдой душу вылечишь." Быть может, старец имел в виду, что жить без возможности изменить свою судьбу невыносимо, человек не может слишком долго терпеть горькой правды. Рано или поздно в его сознании возникает надежда на то, что когда-нибудь он найдёт своё место в жизни, свою праведную землю. Но поиск труден и требует терпения. Этой земли нет ни на одной карте, она может быть только в человеческой душе. Лука искренне верил в существование такой земли, давая ночлежникам шанс обрести цель, смысл жизни. Может, это были и "выдумки", "сказки", "обман", но Лука говорил от чистого сердца, а значит, не врал. Красноречив монолог Сатина в четвёртом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и тёмно. И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки. Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придаёт этому слову свой собственный смысл. Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока ещё не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины. Но когда это удаётся, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину. Надпись "Человек, познай себя" на стене древнего храма есть повторяющийся вызов каждой душе. "Человек - вот правда!" И каждый, кто сможет осознать эту простую истину, обретёт уверенность в собственных силах и найдёт свой золотой сон. ВТОРАЯ ВЕРСИЯ Люди бывают сильные и слабые. Одни люди живут в окружающем мире, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью пробивая любые стены на своём пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочём. А другие не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный мир, сами придумывают себе цель и стремятся к ней, лгут всем и, прежде всего, себе, что они скоро станут самыми счастливыми, скоро найдут своё сокровище, скоро попадут в ту замечательную землю, о которой знают только они, и верят в свою ложь. Именно этих людей я называю сильными. Они настолько сильны духовно, что, несмотря на то, что они видят, слышат и ощущают, не обращая внимания на огромный реальный мир, они способны сотворить для себя мир иной, новый, чистый, мир добра и счастья, мир согласия, вечный, светлый мир. Они живут в этом мире, они живут этим миром, даже если окружающие считают их сумасшедшими. Эти люди способны перенести любые физические увечья, издевательства окружающих, любые жизненные трудности, лишь бы пронести свою драгоценную ношу, свою хрупкую, стеклянную мечту через болота и горные обрывы жизни. Это люди, способные поверить даже не в слово, а в мысль, в свой собственный сон настолько, что будут верны ему всю жизнь как единственной святой правде. Есть такие люди и среди персонажей пьесы М. Горького "На дне". Среди грязи материальной и духовной, среди клопов-кровососов и людей-кровопийц, среди пьяниц, мерзавцев, убийц и нищих, причём чаще всего являясь ими, эти люди сохраняют в своей душе под теплом и нагаром кристально чистый мир своих фантазий, подобно тому, как в земле, в толще угольных столбов, хранятся ещё никому не известные алмазные копи. К таким людям относится Настя. Она торговка любовью. В приличном обществе её называют "падшей женщиной". Но на самом деле она не падшая, а парящая. Она порхает в своём мире Раулей и Гастонов, мечтает о вечной любви, о любви, побеждающей смерть и верит в то, что у неё была или ещё будет эта любовь. Настя хочет, чтобы другие верили в её сон, но она никого не пустит в него, потому что боится, что чужак может разрушить сон своими железными доводами и голыми фактами. Она построила вокруг своего мира каменную стену, через которую не проходят все насмешки и упрёки, но в этой стене она оставила окна, чтобы все смотрели и завидовали красоте её мечты. С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу "ложь во спасение". Не можешь жить в общем мире - создай свой. Анна и Актёр его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной жизни, что Рай существует. И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться ещё немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила. Лука повлиял и на Актёра. Это было ещё легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актёр уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было всё равно, где эта лечебница находится, он твёрдо верил, что найдёт её. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чём не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актёр же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом. Мечта Актёра лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, тёмную, жалкую ночлежку. Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснёшься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легче… И пусть каждому воздастся по вере его.