ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ)

М.Горький входит в русскую литературу в  90-х годахвека. Вхождение его было
очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с
изумлением  писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий
Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками
знающий Тостого,  знает Максима Горького. Правда,  в  этом  интересе был  и
некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в
литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых
мрачных  и  страшных  ее  сторон.  Литераторов и читателей, принадлежащих к
элитарному  кругу, личность  Горького  привлекала,  помимо  таланта,  своей
экзотичностью:  человек видел такие  глубины "дна жизни",  которые  до него
никто из  писателей  не знал изнутри, на  личном опыте. Этот богатый личный
опыт дал М.Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же
ранние  годы  вырабатываются  магистральные  идеи и  темы,  которые позднее
сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде  всего,
идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее брожении. У
М.Горького  вырабатывается новый тип  взаимоотношений человека с окружающей
средой. Вместо  формулы "среда  заела", которая была во многом определяющей
для литературы предшествовавших  90-м годамстолетия лет, у писателя  звучит
мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде.  С самого
начала   произведения  М.Горького   распадаются   на   два   типа:   ранние
романтические тексты  и  реалистические  рассказы.  Идеи же,  высказываемые
автором  в  них,  во  многом  близки.   Ранние  романтические  произведения
М.Горького  многообразны  по  жанру: это рассказы, легенды,  сказки, поэмы.
Наиболее известны его ранние рассказы -  "Макар Чудра", "Старуха Изергиль".
В первом из  них писатель по всем законам романтического направления рисует
образы  красивых,  смелых и  сильных  людей. Опираясь  на  традицию русской
литературы,  М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом  воли и
безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между
чувством любви и стремлением  к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта
гибель  не  воспринимается как  трагедия, а скорее,  как  торжество жизни и
воли.  В  рассказе  "Старуха  Изергиль"  повествование  также  строится  по
романтическим  канонам.  Уже  в  самом начале  возникает характерный  мотив
двоемирия:  геройповествователь  -  носитель  общественного  сознания.  Ему
говорится: "...  стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как  демоны".
Ему  противостоит  мир  романтических  героев -  красивых,  смелых, сильных
людей:  "Они шли, пели и  смеялись". В рассказе ставится проблема этической
направленности романтической личности. Романтический  герой и другие люди -
как  складываются  их взаимоотношения? Иначе  говоря, ставится традиционный
вопрос:  человек и среда.  Как и положено романтическим героям, горьковские
персонажи противостоят среде. Это, очевидно, проявилось  в образе сильного,
красивого, свободного  Ларры,  который открыто  нарушил закон  человеческой
жизни, противопоставил  себя  людям  и  наказан  вечным  одиночеством.  Ему
противопоставлен  герой  Данко.  Рассказ о нем построен  как аллегория пути
людей к лучшей,  справедливой жизни,  из  мрака к свету. В  Данко М.Горький
воплотил  образ  вождя народных  масс.  И  образ  этот  написан по  канонам
романтической  традиции.  Данко так  же,  как  и Ларра, противостоит среде,
враждебен ей. Столкнувшись с трудностями  пути, люди ропщут на ведущего их,
обвиняют его в  своих бедах, при этом масса, как и положено  в произведении
романтическом, наделена  отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на
тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много  людей
стояло  вокруг  него,  но  не  было  на лицах их  благородства").  Данко  -
герой-одиночка,  он убеждает людей  силой своего личного самопожертвования.
М.Горький реализует, делает  буквальной распространенную  в языке метафору:
огонь сердца.  Подвиг героя перерождает  людей, увлекает их за собой. Но от
этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед,
1000 остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди
же, радостные и  полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще
пылает рядом с трупом  Данко  его  смелое  сердце.  Только один  осторожный
человек заметил это и,  боясь  чего-то,  наступил на  гордое сердце ногой".
Горьковская легенда о  Данко  была  активно использована  как материал  для
революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания,
позднее был широко привлекаем официальной идеологией,  усиленно внедрялся в
сознание молодого поколения (были даже  конфеты  с названием  "Данко"  и  с
изображением на обертке горящих сердец). Однако  у  М.Горького  все не  так
просто   и   однозначно,   как  пытались   это   представить   подневольные
комментаторы.  Молодой  писатель  сумел ощутить в  образе  героя-одиночки и
драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе
"Старуха   Изергиль"   явственно   ощущается   присущий  М.Горькому   пафос
учительства. Еще  явственнее он в  особом жанре - песнях ("Песня о Соколе",
"Песня  о  Буревестнике"). Сегодня  они воспринимаются скорее  как забавная
страница  истории литературы  и  не раз  давали  материал  для  пародийного
осмысления (так, в период эмиграции М.Горького появилась статья с названием
"Бывший Главсокол, ныне Центроуж"). Но на одну важную для писателя в ранний
период его творчества проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы
хотелось обратить  внимание: проблема  столкновения  героической личности с
миром  обыденности,  с  обывательским  сознанием.  Эта проблема  во  многом
развита М.Горьким и  в его реалистических  рассказах раннего периода. Одним
из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося,
нередко спившегося бродяги - в те  годы их принято было  называть босяками.
М.Горький хорошо знал  эту среду, проявлял к  ней  большой интерес и широко
отразил ее в своих произведениях, заслужив определение  "певец босячества".
В  самой этой  теме  не  было  полной  новизны,  к  ней  обращались  многие
писателивека. Новизна была в  авторской позиции. Если люди вызывали  прежде
всего сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки -
это не столько несчастные жертвы жизни,  сколько бунтари, которые сами  эту
жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример
этого  можно  видеть  в   рассказе  "Коновалов".  Уже  в  начале   писатель
подчеркивает,  что  у  его героев  была профессия, он  "прекрасный  пекарь,
умелец", им дорожит  хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную
натуру, одарен живым умом.  Это человек, который  задумывается о жизни и не
принимает  в  ней  обыденного,  безгеройного   существования:  "Тоска  она,
канитель: не живешь, а гниешь!". Коновалов  мечтает о героической ситуации,
в которой  могла бы проявиться его богатая  натура. Он говорит  о себе: "Не
нашел я себе  места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В
обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в  конце
концов  трагически  погибая. Сродни  ему  и  другой  горьковский  герой  из
рассказа  "Супруги  Орловы".  Григорий  Орлов  -  один  из  самых  ярких  и
противоречивых  характеров  в  раннем  творчестве М.Горького.  Это  человек
сильных  страстей,  горячий  и  порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.
Временами ему  кажется,  что он  его нашел -  например, когда  он  работает
санитаром в  холерном  бараке. Но затем  Григорий видит  иллюзорность этого
смысла   и   возвращается   к   своему   естественному   состоянию   бунта,
противостояния  среде.  Он  способен многое  сделать для людей, даже жизнью
своей  для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной  и яркой,
героической,  вроде  подвига Данко. Недаром  он  говорит  о себе:  "А горит
сердце  большим огнем  ". М.Горький относится к таким людям, как Коновалов,
Орлов  и им подобные, с пониманием. Однако, если  вдуматься, можно увидеть,
что  писатель уже на раннем этапе  подметил явление, которое стало одной из
проблем  российской  жизни  XX  века:  стремление человека  к  героическому
деянию,   к   подвигу,   самопожертвованию,   порыву   и  неспособность   к
повседневному труду, к  обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического
ореола.  Люди  такого типа,  как это  предугадал писатель,  могут оказаться
великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они
чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня
проблемы,  поставленные  писателем   М.Горьким  в  его  раннем  творчестве,
воспринимаются  как  актуальные и  насущные  для  решения  вопросов  нашего
времени.