Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годоввека читатель был  поражен появлением трех томов "Очерков
и  рассказов"  нового  писателя  -  М.  Горького.  "Большой и  оригинальный
талант",  -  таково было  общее суждение  о новом  писателе  и  его книгах.
Растущее  в  обществе недовольство  и ожидание  решительных перемен вызвали
усиление романтических тенденций в литературе.  Особенно ярко эти тенденции
отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как "Челкаш",
"Старуха Изергиль",  "Макар  Чудра",  в революционных  песнях.  Герои  этих
рассказов -  люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти герои
-  мечта Горького. Такой герой должен  был "усилить волю человека  к жизни,
возбудить в нем  мятеж против действительности,  против всякого гнета  ее".
Центральным образом  романтических произведений  Горького  раннего  периода
является  образ героя,  готового  на подвиг  во имя блага  народа. Огромное
значение  в  раскрытии  этого  образа  имеет  рассказ  "Старуха  Изергиль",
написанный  в  1895 году. В  образ  Данко  Горький  вложил  гуманистическое
представление о человеке, который все силы отдает служению  народу. Данко -
"молодой красавец", смелый и  решительный. Чтобы вывести свой народ к свету
и счастью,  Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое
и горячее сердце вспыхнуло огнем  желания спасти их, вывести  их  из мрака.
"Что сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками
разорвал себе грудь, и  вырвал из нее свое  сердце, и высоко поднял его над
головой." Освещая  путь  людям  ярким светом своего  горящего сердца, Данко
смело повел  их вперед. И тьма была  побеждена. "Кинул взор  вперед себя на
ширь  степи гордый  смельчак  Данко,  кинул он  радостный взор на свободную
землю и засмеялся гордо.  А потом упал и умер".  Умирает Данко, гаснет  его
смелое сердце, но образ юного  героя живет как образ героя-освободителя. "В
жизни всегда есть место подвигу", - говорит старуха Изергиль. Идею подвига,
возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о
Соколе", написанную в 1895 году. Сокол  -  олицетворение  борца за народное
счастье: "О, если  б  в небо  хоть раз подняться!.. Врага прижал бы  я... к
ранам  моей груди  и...  захлебнулся б моей он  кровью! О счастье битвы!.."
Соколу присущи презрение к  смерти, храбрость, ненависть к врагу. В  образе
Сокола  Горький воспевает  "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот
мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою  с врагами истек ты кровью. Но будет
время - и капли крови  твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке  жизни и
много  смелых сердец зажгут  безумной жаждой свободы, света!"  В 1901  году
Горький  написал "Песню о  Буревестнике",  в  которой  с  необычайной силой
выразил свое предчувствие  нарастающей революции. Горький воспевал близкую,
несомненную  революционную  бурю:  "Буря!  Скоро грянет  буря!  Это  смелый
Буревестник  гордо реет между молний над  ревущим гневно морем,  то  кричит
пророк  победы: "Пусть  сильнее  грянет  буря!"  Буревестник  -  воплощение
героизма. Он  противопоставлен  глупому  пингвину,  и  гагарам,  и  чайкам,
которые стонут и мечутся перед бурей: "Только гордый Буревестник реет смело
и свободно  над  ревущим гневно  морем".  Журнал  "Жизнь",  в  котором была
напечатана эта песня, был закрыт. Современник Горького А.Богданович  писал:
"От  большинства очерков г.  Горького веет этим  свободным дыханием степи и
моря,  чувствуется бодрое настроение,  что-то независимое и гордое, чем они
резко отличаются от  очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты
и отверженности".