Молодой Горький глазами нижегородских фотографов
Молодой Горький глазами нижегородских фотографов




Коллекция портретов А. М. Горького, если собрать воедино все снимки из государственных хранилищ и у частных лиц, смогла бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса, насколько она велика и разнообразна. Фотографы любили снимать А. М. Горького не только потому, что это был популярный писатель, но еще и потому, что внешность его в любом возрасте была очень выразительна: фигура мощная, высокая, немного сутулая, черты лица крупные, глаза ясные, свет и тень на лице выпукло контрастировали за счет ранних морщин и длинных волос, спадающих на лоб и щеки. Великие российские фотографы-нижегородцы А. О. Карелин и М. П. Дмитриев быстро поняли уникальность натуры Горького, подолгу и с удовольствием работали с ним, успешно реализуя свои художественные и коммерческие планы. Более лиричный А. О. Карелин сделал немного фотографий А. М. Горького, он больше снимал молодую жену Алексея Максимовича; им было выполнено несколько прекрасных ее портретов, а сам Горький предпочитал более резкий стиль М. П. Дмитриева, человека близкого ему по возрасту и по духу, кроме того, Пешковы и Дмитриевы были тесно связаны общественными делами и дружескими отношениями. Один из нижегородских друзей Алексея Максимовича вспоминал: "...предприимчивый нижегородский фотограф, превосходный мастер своего дела М. П. Дмитриев,... заполучив к себе популярного писателя, снимал его многократно, в разных видах и позах, и изготовил множество карточек для продажи, а также больших портретов для своих многочисленных выставок в витринах... Поскольку дело касается Нижнего, то в этой "иконографии" М. П. Дмитриев затмил всех своих соперников." Самый ранний портрет А. М. Горького, выполненный М. П. Дмитриевым, относится к 1891 году: ему всего 23 года, он еще Алексей Пешков; далее следует 1892 год - уже напечатан первый рассказ "Макар Чудра", российский читатель услышал псевдоним "Максим Горький"; 1896 год - за плечами опыт фельетониста "Самарской газеты", идет работа над циклом очерков с Всероссийской Художественно-промышленной выставки, рассказы в газетах стали появляться чаще. А с 1899 года Горький частый гость в фотоателье Дмитриева. Его уже знают в Нижнем и как сотрудника газеты "Нижегородский листок" и как автора повести "Фома Гордеев" и 2-х томника "Очерков и рассказов", выпущенного в столице. Если выстроить в ряд хранящиеся в музее дмитриевские портреты А. М. Горького, выполненные в 1891-1903 годах, мы увидим писателя в разных эмоциональных состояниях: сурового и гневного, сердитого и мрачного, спокойного и благодушного, немного растерянного и сосредоточенного..... Дмитриев хорошо умел снимать, а Горький хорошо позировать. Судя по этим портретам, Алексей Максимович был очень артистичен, хотя однажды высказался о себе так: "Я и двигаться не могу так легко и ловко, как умеют люди; длинное жилистое тело мое удивительно неуклюже, а руки - враждебны мне, они всегда задевают кого-нибудь или что-нибудь... Лицо у меня неудобное, на нем видно все, о чем я думаю, чтобы скрыть этот недостаток, я морщусь, делаю злые и суровые гримасы..." Коллекцию официальных портретов, отмеченных знаком мастера, дополняют работы фотографов-любителей: Ф. С. Чернышова и Н. Н. Симанского, они делали свои снимки не в павильоне, а в квартире Пешковых. На них Горький спокойнее, раскованнее, здесь же запечатлены предметы интерьера, окружавшего его; сотрудники музея ценят их за документальность. Отобранные для каталога подлинные фотопортреты, отпечатанные и оформленные авторами, составляют лишь часть музейной коллекции нижегородских снимков А. М. Горького, но, по нашему мнению, дают достаточно полное представление об облике и популярности писателя в нижегородский период.